Как обманывают людей телефонные мошенники

Телефонное мошенничество — это относительно новый вид «преступной игры» с доверчивостью людей с целью получения денежных средств со своих жертв. Одной из ключевых особенностей данного вида является тот факт, что потерпевшими могут стать абсолютно все слои населения, это могут быть политики, бизнесмены и обычные люди. В данной статье рассматривается именно устная форма подобного преступления. О том, как мошенники снимают деньги с телефона и обманывают доверчивых граждан, и пойдёт речь далее.

Телефонные мошенники
Посредством телефонного звонка или SMS мошенники разводят людей.

Виды

Способы, которые порой применяют преступники, поражают своей изобретательностью и техническим исполнением. В большинстве случаев за данными действиями стоит целая группа хорошо подготовленных и технически подкованных людей. Преступных схем существует очень много, но в большинстве случаев можно встретить два основных направления.

Родственники

Данная схема заключается в звонке человеку, с родственником которого якобы случилась та или иная ситуация, требующая немедленной выплаты денежных средств. Можно привести пример того, как действуют преступники, хотя на первый взгляд может показаться, что он взят из какого-то боевика, но подобные случаи случались в реальности.

Преступная группа тщательно подготовились к запланированному преступлению, объектом их интереса была выбрана обеспеченная семья. Данная семья состояла из 4 человек (родители и двое детей — 18 и 10 лет). Мошенники длительное время следили за распорядком их дня и выявили все стороны жизнедеятельности семьи. Мошенникам стал известен номер телефона старшего ребёнка. Позвонив по данному номеру телефона, они представились службой проверки качества обслуживания от сотового оператора и задали ряд вопросов, весь разговор ими был записан. Далее, голос ребёнка с помощью специализированного программного обеспечения отредактировали и наложили свой текст.

Обман родителей

Основное действие аферистов заключалось в следующем. Подождав, когда старший ребёнок уедет из дома (один из преступников осуществлял слежку за ним), преступники позвонили его родителям и представились сотрудниками ГИБДД. В ходе разговора они ставят родителей жертвы перед фактом, что их ребёнок сбил человека. Далее, с помощью вышеупомянутой отредактированной записи, они якобы передают трубку ребёнку, и тот подтверждает всё сказанное. Родителям намекают, что за определённое вознаграждение можно «замять» ситуацию, но деньги нужны сейчас же, сумма 10.000 долларов, к примеру. Потерпевшие, конечно, соглашаются с этими требованиями и переводят запрошенную сумму на указанные реквизиты или привозят наличные на предоставленный адрес. Через час возвращается их сын, соответственно, понятия не имеющий о том, что произошло.

Достаточно сложная для реализации схема, именно поэтому в преступлении участвует группа лиц. Примеры могут быть и с меньшим размахом, но суть схемы ясна — основная задача – это надавить на родственные узы.

Лотерея

Лотереи и розыгрыши по телевизору и на бумажных носителях (типа «Русское лото») уже порядком устарели, но большую популярность имеют розыгрыши призов в интернете, в частности во всевозможных социальных сетях. К примеру, ситуация следующая:

На телефон поступает звонок от якобы представителя организаторов розыгрыша, проходящего в одной из групп в социальной сети, на которую подписан пользователь. Данный «представитель» поздравляет с выигрышем, например, ноутбука, и предлагает провести простую процедуру аутентификации пользователя. Жертва называет, казалось бы, безвредные данные — ФИО, адрес проживания, ник в социальной сети и т. п., но в конце разговора собеседник уведомляет жертву о том, что доставка призов осуществляется за счёт победителя, в связи с чем требуется оплатить некую сумму за доставку. По итогам через некоторое время оказывается, что звонило совершенно неизвестное лицо, а номера телефона, с которого поступил звонок, уже не существует.

Выигрыш в лотерею

Кто облегчает жизнь мошенникам

Ответ простой — сами пользователи. Дело в том, что социальные сети так плотно засели в жизнь людей, что многие выкладывают на всеобщее обозрение чуть ли не всю подноготную, включая номера телефонов, адреса проживания, свои распорядки дня и многое другое. Преступникам остаётся только выявить потенциальную жертву, просмотреть всю имеющуюся информацию о ней, которая и находится на самой странице жертвы, и определить всё, что их интересует.

Можно провести эксперимент: откройте поиск в любой социальной сети и введите имя, откройте первые 10 результатов поиска и увидите, что у большинства в разделе «Личная информация» будет отображаться номер телефона. Именно поэтому всё, что остаётся мошенником, это придумать «легенду», а всю необходимую информацию можно почерпнуть у самой жертвы.

Куда обращаться

Куда жаловаться на телефонных мошенников? В случае если вы столкнулись с подобной ситуацией и по какой-то причине «клюнули» на удочку аферистов, незамедлительно обращайтесь в ближайшее отделение полиции с заявлением о преступлении. Бланк и образец заявления вам выдадут в отделении полиции, от вас же требуется вспомнить и описать всю имеющуюся информацию:

  • время и обстоятельства звонка;
  • номер телефона звонившего;
  • как представились и от какой организации;
  • что было предоставлено;
  • на что вы обратили внимание и почему.

После установленных законом процедур принятия заявления и возбуждения уголовного дела, начнётся расследование.

Как бороться

Как уже было сказано выше, что сами люди в какой-то степени являются «соучастниками» преступлений. Исходя из этого, и строятся основные принципы защиты от подобных мошеннических действий.

Итак, что необходимо помнить и знать, чтобы не стать жертвой мошенников:

  1. В начале диалога уточните, откуда у звонившего ваш номер телефона. Если в ответ поступит заявление, что нашли в социальных сетях или предоставил сотовый оператор по некому (сомнительному) договору, то это первый повод задуматься.
  2. Если вас просят предоставить какие-либо личные сведения, уточняйте, для чего это необходимо, но по телефону при подобных звонках никогда не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, кодовыми словами, а также другие сведения, разглашение которых может привести к финансовым потерям.
  3. Запросите информацию о собеседнике: ФИО, должность, контактный номер телефона. Если предоставляется только мобильный номер телефона, обязательно запрашивайте рабочий.
  4. Попросите перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент. Две положительные стороны в данной просьбе: во-первых, у вас будет время проверить номер телефона, с которого был осуществлён звонок, а во-вторых, аферисты далеко не всегда перезванивают повторно, предпочитая решать все свои «тёмные» дела за один звонок.
  5. Никогда не соглашайтесь на исходящий звонок.
  6. При технической возможности записывать разговор на диктофон, предупредите об этом собеседника и ведите запись, также в большинстве случаев это заставляет преступников пойти на «попятную».
  7. Никогда не соглашайтесь даже в устной форме на какие-либо сомнительные услуги, договоры, соглашения.
  8. Никогда не переводите никакие средства на указанные вам реквизиты.

Заключение

Уже не раз было сказано и в данной статье и во многих других, которые можно найти в интернете, что все аферисты «играют» на доверчивости людей, и виной тому сами люди, недаром существует народная мудрость: «Доверяй, но проверяй». Конечно, звонок может быть действительно важным и судьбоносным (в положительном плане), но лучше потратить часть своего времени на выяснение деталей и на их проверку, чем финансово поплатиться за свою чрезмерную доверчивость и спешку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: