Давно уже прошло то время, когда в уголовном праве существовало всего несколько видов возможного уголовного наказания. В настоящее время насчитывается 12 видов (13-ое – смертная казнь, которая у нас в стране не применяется), что позволяет судам при вынесении приговора учитывать множество второстепенных моментов и назначать наказание, которое будет не только справедливым, но и посильным для осуждённого. В рамках настоящей статьи будет рассмотрен относительно новый вид наказания – принудительные работы, а также каким образом происходит его применение и осуществляется контроль по его исполнению.
Понятие
Принудительные работы — это, как уже было сказано выше:
вид уголовного наказания, который заключается в направлении осуждённого в места, определяемые уголовно-исполнительной системой, для прохождения и осуществления принудительных оплачиваемых работ.
Как отдельный вид данная процедура была введена в УК РФ в 2011 году федеральным законом ФЗ № 420, в статью 44 пунктом «з. 1». Но применять данные положения стало возможным только в 2017 году, после создания первых в стране исправительных центров.
Особенности
В отличие от исправительных работ, принудительные могут проходить не по месту основной работы, а абсолютно на другой территории, которая может быть значительно удалена от места проживания. В настоящее время в РФ действуют четыре исправительных центра, находящиеся в Ставропольском и Приморском краях, а также в Тюменской и Тамбовской областях. Особенности назначения и применения данного вида установлены в статье 53.1 УК РФ, положения которой заключаются в следующем:
- Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Понятие первичности совершения преступления относится не только к тяжкому деянию, но также и к преступлениям небольшой и средней тяжести.
- Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
Лишение свободы сроком на 5 лет и более может назначаться за совершение тяжкого или особо тяжкого противоправного деяния.
- Принудительные работы как вид уголовного наказания заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
Как видно, законодателем не указано ни слова о том, что место должно быть непосредственно в пределах субъекта проживания, а как было упомянуто выше, сейчас выбор очень ограничен, с учётом того, что общая численность мест в них не превышает 1000 человек.
- Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
- Из заработной платы осуждённого к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
В приговоре должен быть указан размер удержания средств из заработной платы, в противном случае подобную процедуру нельзя считать назначенной, и вследствие этого она не подлежит исполнению.
- В случае уклонения осуждённого от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчёта один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Осуждённый не имеет права отказаться от предложенной работы, иначе это и будет считаться и трактоваться как уклонение от исполнения требований по отбыванию вынесенного приговора.
Также сюда следует отнести:
- неисполнение и нарушение установленного внутреннего распорядка;
- самовольный уход более чем на сутки не только из учреждения, но и с места работы.
- Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Логичные и понятные ограничения применения данных положений, так как специфика принудительных работ носит в основном характер тяжёлого физического труда, то применять его к перечисленным выше категориям граждан неоправданно и нецелесообразно.
Процедуры исполнения приговора
В соответствии со ст. 60.2 УИК РФ осуждённый самостоятельно (за исключением лиц, находящихся под стражей), но за счёт государства направляется к месту исполнения приговора. Срок, в течение которого осуждённому необходимо явиться в учреждение, устанавливается предписанием территориального органа уголовно-исполнительной системы. Контроль за исполнением и соблюдением осуждённым всех установленных требований возлагается на администрацию учреждения, согласно ч. 1 ст. 60.18:
Надзор за отбыванием наказания осуждёнными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осуждённых в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Порядок осуществления надзора определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Перечислять все установленные законом процедуры в рамках настоящей статьи было бы нелогично и неуместно, поэтому более подробно с ними можно ознакомиться в главе 8.1 УИК РФ.
Заключение
Все вышеописанные положения начали действовать только с 1 января 2017 года, поэтому и вынесенных приговоров по данному виду наказания не просто единицы, их нет вообще. В связи с этим сейчас невозможно говорить о целесообразности данного нововведения, что будет дальше и будут ли принудительные работы выполнять возложенные на них надежды, покажет только время.