Развитие государства неотъемлемо связано с деятельностью служащих и представителей власти. Нередко чиновниками допускается нарушение установленного правового порядка взаимодействия участников государственного аппарата. В России действует уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. Проблема выхода субъекта власти за рамки обозначенных прав не нова. Из-за значительного социального вреда наказание за это преступление, которое не является тяжким, введено еще в XIX столетии. История судебной практики демонстрирует уменьшение тяжести преступления и видов наказаний за него.
Характеристика и ключевые особенности
Правовое определение сути преступления дает статья 286 УК РФ:
умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц.
Проблема опасности преступной деятельности должностного лица кроется не только в причинении непосредственного материального или неимущественного вреда, но и в подрыве правовых устоев общества, веры в правовую систему, верховенство закона. Использование инструментов государственного контроля в личных целях представителем власти наказуемо в рамках норм Уголовного кодекса.
Определение состава преступления
Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:
- госаппарат;
- органы муниципалитета;
- аппарат Вооруженных сил РФ.
ВАЖНО! Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.
Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Обязательный элемент состава преступления – объект. Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов.
Основной объект – это общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления;
В роли дополнительного объекта в делах о превышении полномочий выступают: интересы граждан, общества, организаций, государства.
Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.
Внимание! Отличительной особенностью преступления является отсутствие в составе стадии планирования и подготовки. Причина этого кроется в том, что криминалообразующим признаком действий виновного является наступление последствий.
В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.
Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо использования оружия, угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.
Правильная квалификация
Основным аспектом, который учитывается при квалификации действий обвиняемого, является отграничение превышения от злоупотребления должностными полномочиями. Уголовный кодекс определяет наказание в случае злоупотребления полномочием должностного лица согласно санкциям статьи 285. Примеры формы превышения должностных полномочий:
- использование полномочий либо прав другого служащего, включая линейное подчинение;
- реализация прав, предоставляемых в особых условиях, без наличия таковых;
- осуществление коллегиального действия (принятие решения) единолично;
- совершение недопустимого деяния.
На практике наиболее частым проявлением превышения возможностей бывает использование полномочий вышестоящего руководства в собственных интересах. В случае, если руководитель, чьи права были использованы, знал об этом, но не осуществил никаких действий, то его могут привлечь к ответственности. В зависимости от обстоятельств дела ему может быть инкриминирована статья 285 УК РФ или применено дисциплинарное взыскание.
ВАЖНО! Судебная практика четко обозначает, что к ответственности можно привлечь должностное лицо лишь в случае действия. Пассивное бездействие не является превышением должностных полномочий.
Срок давности
Нормами Уголовного кодекса устанавливаются временные рамки, определяющие возможность привлечения преступника к ответственности. Началом периода является момент совершения преступления, а конец – момент вступления в силу приговора суда. Сроки устанавливаются в соответствии с положениями ст. 78 УК РФ. Градация давности происходит в соответствии со степенью тяжести деяния. Так как превышение полномочий относят к преступлениям средней тяжести, то срок давности – 6 лет.
ВАЖНО! Течение срока приостанавливается в случае уклонения от следствия или исполнения наказания, определённого судом.
Привлечение к ответственности
Для инициации следствия необходимо установление факта поступления информации в следственный орган. Наиболее распространенный путь – получение жалобы или заявления о превышении должностных полномочий. Заявление может быть подготовлено и отправлено любым лицом. Однако не будет рассмотрено анонимное заявление. Заявление пишется лично заявителем и направляется в Следственный отдел Прокуратуры согласно территориальной принадлежности виновного лица. Подать жалобу можно лично либо посредством отправки заказного письма. Единый образец того, как должно выглядеть заявление, не установлен. Хотя невозможно написать жалобу по образцу, однако можно выделить общие правила подготовки официальной корреспонденции.
Документ пишется на русском языке, разборчивым почерком либо с помощью компьютерной техники. Схематически заявление состоит из:
- «шапки» — элемент, располагающийся в верхней правой части бланка. Включает в себя данные получателя и отправителя;
- название документа;
- изложение дела. Важно подробно описывать суть, однако комментарии должны быть исключительно по делу. Категорически не рекомендуется дополнять жалобу эмоциональными комментариями.
- указание статей и норм правовых актов, которыми вы руководствуетесь.
- список приложений;
- дата и подпись.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 суток. По результатам уголовное дело либо будет возбуждено, либо вы получите отказ в возбуждении. Подготавливать жалобу необходимо внимательно, изучив решения судов по схожим делам, взяв для примера «победные» образцы заявлений,
Наказание за превышение прав по УК РФ
Несмотря на то, что составом преступления могут не отличаться, степень ответственности и тяжесть наказания может быть различна. В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность в форме:
- штраф;
- запрет занимать определенную должность;
- принудительные работы;
- арест;
- лишение свободы.
Судья определяет конкретное наказание в приговоре. Минимальная санкция, согласно статье 286 УК РФ, — это штраф до 80 тысяч рублей. Максимальная – лишение свободы до 10 лет. Санкции могут быть, как применяться в объединении, так и назначаться может всего одна из перечня.
Статистически судьи редко назначают минимальное наказание, также преимущественно основная санкция дополняется штрафом. Однако в судебной практике не много дел, где применяется максимальное наказание. Это демонстрирует не недостаток судебной системы, а квалифицированную работу адвокатов защиты.
Статья 286 УК РФ устанавливает наказание:
- Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- с применением насилия или с угрозой его применения;
- с применением оружия или специальных средств;
- с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к статье в части, когда должностные полномочия были превышены с применением насилия, не исключает наступления ответственности по совокупности. То есть допускается применение санкций по статьям, устанавливающим ответственность за конкретные преступления, например, за убийство – статья 105 УК РФ.
Дисциплинарная ответственность
Если были совершены представителем государственной власти действия, превышающие имеющиеся полномочия, то виновный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Для наказания в дисциплинарном порядке применяются нормы и положения трудового законодательства. В подобных делах тяжесть деяния невысока, правовых последствий действий виновного нет либо они незначительны; превышению не предшествовали иные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарным взысканием зачастую завершаются судебные дела, где ущерб может быть компенсирован виновным. Взысканием может быть выговор, увольнение, также ст. 238 ТК РФ определяет, что работник обязан возмещать работодателю прямой имущественный ущерб. Данные о взыскании заносятся в личное дело. Для разграничения понятия преступления и проступка в части превышения полномочий можно привести два примера.
Пример №1: Иванова, занимая пост главы районной администрации, руководствуясь личными корыстными мотивами, совершила действия, направленные на получение своим зятем государственного жилья в обход общей очереди из фонда, предусмотренного для переселения жителей аварийных домов. В результате действий Ивановой пострадала гражданка Никифорова, инвалид ВОВ, которая не смогла реализовать свое право на получение жилья. Действия Ивановой были квалифицированы по ст. 286 УК РФ.
Пример №2: Сотрудник районной администрации Петрова, проходя по коридору мимо кабинета канцелярии в обеденный перерыв, руководствуясь эмоциональным состоянием (состраданием) приняла документы от заявителя – пенсионерки Сидоровой. Петрова действовала из личных побуждений, осознавая, что не имеет полномочий на прием документов от граждан. Вследствие действий Петровой существенных последствий не наступило. По результатам служебного расследования к ней было применено дисциплинарное взыскание – выговор.
Анализируя преступления в сфере реализации государственной власти, можно установить один важный аспект – вред от действий виновного лица имеет длительный характер. Помимо непосредственного вреда возникает побочный – неуверенность общественности в непоколебимости государственной власти и защите интересов граждан.