Здравая конкуренция в любой сфере деятельности приносит только пользу, так как заставляет конкурирующих между собой людей/организации заниматься личным самосовершенствованием и улучшением предлагаемых услуг или товаров. Но, к большому сожалению, многие бизнесмены, а именно об этой сфере и пойдёт речь, в желании личного обогащения нарушают не только негласные законы ведения бизнеса в рамках честного соперничества, но также и нарушают ряд нормативно-правовых актов, что, соответственно, преследуется по закону. В настоящей статье речь пойдёт о правовом регулировании подобного соперничества, а также об ограничениях монополистической деятельности и о правилах грамотного и корректного обращения в Федеральную антимонопольную службу.
Общие понятия
Итак, что же такое конкуренция. Для получения ответа на этот вопрос следует обратиться к положениям пункта 7 статьи 4 Федерального Закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
В нём говорится, что под данным термином подразумевается правомерное соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В определении приведены такие термины как: «хозяйствующий субъект» и «товарный рынок», которые будут встречаться и далее, поэтому стоит пояснить и их.
Под хозяйствующим субъектом понимается любая организационно правовая форма, направленная на получение определённого дохода со своей деятельности, в том числе и физические лица, не относящиеся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но осуществляющие свою доходную деятельность на законных основаниях.
Товарный рынок – это сфера обращения, в границах которой реализована возможность приобрести товар. Эта сфера обширна, в связи с этим её нельзя сузить до определённой площадки, более понятные для граждан в виде розничных площадок или оптовых складов. По сути, товарный рынок объединяет в целом объекты экономики, которые подразумевают возможность реализации отношений продавец – покупатель.
Этим же Федеральным Законом, а именно ст. 4 п. 17 предоставляется перечень признаков, характеризующих ограничение конкуренции, к ним относятся:
- изменение цен в большую или меньшую сторону без необходимости, связанное с изменениями общих условий товарооборота на рынке;
- создание условий по ограничению возможности появления новых хозяйствующих субъектов;
- заключение соглашений между субъектами на монопольно высокую или низкую стоимость товаров.
Перечень не исчерпывающий, так как рассматриваемое определение обширное и может включать в себя множество форм реализации ограничений по ведению честного бизнеса в рамках правового поля.
Монополистическая деятельность
Наверняка многим известна игра под названием «Монополия», главной целью которой является выкуп всех предприятий/организаций на карте. Существует огромное количество разновидностей этой игры, но главный смысл остаётся единым – это полное превосходство или же монополия по отношению ко всем другим игрокам. Монополистическая деятельность, по своей сути, практически идентична этой игре, так как подразумевает под собой осуществление действий, направленность которых заключается в устранении, недопущении или ограничении конкуренции.
Выделяют три вида монополистической деятельности:
- Договорная/коллективная конкуренция предполагает соглашение между субъектами, непосредственно не имеющими фактического соперничества, на монополию на рынке. К примеру, два субъекта – 1-ый занимает ключевую долю на рынке, 2-ой является поставщиком для первого субъекта. Такое соглашение получило название «вертикальное».
- Индивидуальная конкуренция – это злоупотребление организацией, выпускающей определённые виды товара, своим господствующим положением на рынке.
- Внедоговорная конкуренция обуславливается заключением договора/соглашения без фиксации его на бумаге.
Статья и ответственность
Принимая во внимание всё вышеописанное, следует перейти непосредственно к основной составляющей настоящей статьи, а именно к установленной ответственности за ограничение конкуренции. В рамках Уголовного кодекса РФ выделена статья под номером 178. Последнюю редакцию положения статьи приобрели в 2015 году и сейчас выглядят следующим образом:
- Ограничение конкуренции путём заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещённого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до одного года либо без такового.
Итак, что такое соглашение, в том числе и вертикальное, и в чём оно может заключаться, было рассмотрено выше, поэтому стоит отдельно разобрать понятие «картель». Картель в соответствии с 11 ФЗ № 135 – это соглашение, приводящее к:
- отказу от заключения договоров между заказчиком и поставщиком;
- уменьшению или полному прекращению производства товаров;
- делёжке товарного рынка на территориальные субъекты, на зоны, зависящие от объёмов купли-продажи или предлагаемого ассортимента;
- контролю цен на торгах.
В части 1 установлено два вида последствий: 1-ый – это крупный ущерб, 2-ой – это доход в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя к 178 УК РФ, крупным ущербом признаётся сумма от 10 млн. рублей до 30 млн. рублей, а доходом в крупном размере – сумма от 50 млн. рублей до 250 млн. рублей.
- Те же деяния:
- совершённые лицом с использованием своего служебного положения;
- сопряжённые с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
- причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, –
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет или без такового.
Начиная с части 2, статья 178 УК РФ раскрывает квалифицирующие признаки, отягощающие вину обвиняемых лиц и существенно добавляющих в тяжести окончательного наказания.
Если с пунктом «а» всё максимально понятно, то пункт «б» включает в себя несколько интересных моментов. Как видно, рассматриваемое преступление может сопровождаться фактическим повреждением или уничтожением чужого имущества, или выглядеть в форме угрозы применения данных незаконных мер, но они не должны быть в форме вымогательства.
Например: Организация «N» крайне остро конкурировала с организацией «A» и существенно проигрывала в этом соперничестве. Понимая, что ситуация во многом безвыходная, руководство организации «N» решилось на крайние преступные меры – уничтожить склад с продукцией «A», дабы убрать соперника с рынка и успеть закрепиться на ведущей роли на время восстановления работы «А».
Из примера видно, что уничтожение имущества носило только сопернический характер, без выдвижения требованием организацией «N» к своему сопернику в виде того, что если последняя не уйдёт с товарного рынка, то их имущество будет уничтожено. Возможно, пример грубый, но в достаточной степени поясняет суть пункта «б». Как и с определением крупного ущерба и дохода, установлены разграничения в диапазоне сумм, это же относится и к определению особо крупного ущерба или дохода – 1-ый – это превышение пределов суммы в 30 млн. рублей, 2-ой – в превышении границ в 250 млн. рублей.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет.
Конечно же, принимая во внимание колоссальные денежные средства, оборот которых характерен для сферы бизнеса, неудивительно, что рассматриваемое преступление может сопровождаться применением насилия или же угрозой его применения.
Следует понимать, что диспозиция части 3 статьи 178 УК РФ охватывает в целом причинение или угрозу причинения насилия. И если результатом этих действий стал лёгкий и/или средней вред здоровью человека, то дополнительной квалификации по статьям 112 и 115 не требуется, но это не относится к последствиям в виде тяжкого вреда или причинения смерти по неосторожности.
Жалоба в ФАС
ФАС — это Федеральная антимонопольная служба, выступающая в роли органа исполнительной власти по контролю соблюдения установленных положений антимонопольного законодательства. Сфера деятельности этого органа достаточно обширна и, конечно же, рассмотреть все имеющиеся нюансы в рамках настоящей статьи просто невозможно. Для пояснения и в качестве примера следует коснуться такой сферы деятельности, как реализация государственных и коммерческих аукционов, которых в настоящее время проходит огромное количество, и ежедневные обороты достигают сотни миллионов.
Если кто-то заподозрил, что его права, рассмотренные в рамках данной темы, нарушаются, то его абсолютное законное право обратиться в территориальный орган ФАС для защиты своих прав и интересов и проверки правомерности действий заказчика или непосредственных участников отдельно взятого аукциона. Но, конечно же, необходимо понимать, что простых домыслов и предположений для обоснованности обращения просто недостаточно. Поэтому для начала следует обратиться к специалистам для проверки действительности своих подозрений и дальнейшего юридического сопровождения.
Сама жалоба оформляется в соответствии с действующими стандартами и рекомендациями, которые выглядят следующим образом (на основе отказного решения аукционной комиссии, а бланк и образцы можно найти на официальных сайтах территориальных органов ФАС):
- Шапка. Здесь указываются реквизиты территориального органа, а также реквизиты отправителя. Ниже требуется указать номер аукциона, ставшего предметом споров.
- Основная часть. Соответственно, в основной части указывается непосредственная причина обращения в Федеральную антимонопольную службу, приводится мотивационная составляющая, озвученная аукционной комиссией и обязательно нужно указать ссылки на нормативно-правовые акты.
- Приложение. Здесь нужно написать перечень дополнительных документов, прилагаемых к жалобе (копия согласия по первой части заявки, копия протоколов рассмотрения второй части и копия протоколов подведения итогов аукциона и прочее).
- В конце нужно заверить жалобу личной подписью и оттиском печати с указанием даты составления.
Жалоба отправляется оригиналом на почтовый адрес территориального органа ФАС, где зарегистрирован заказчик, действия которого и подлежат рассмотрению.
Заключение
В заключение стоит ещё раз отметить сложность рассматриваемой темы. Товарный рынок, определение которого было предоставлено выше, объединяет в себе огромное количество различных областей, которые создают ещё больше видов отношений между хозяйствующими субъектами и гражданами.