Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну – особенности состава преступления

Несовершенство действующего уголовного законодательства, порой, приводит к прецедентам, когда виновным лицам удаётся избежать полноценной и справедливой ответственности. Вина подобных лиц может быть видна всем, но в силу определения субъектом преступления конкретных категорий граждан, квалифицировать произошедшее по корректной и справедливой статье, с точки зрения действующего законодательства, не представляется возможным. В настоящей статье речь как раз и пойдёт о положениях Уголовного Кодекса, которые внесли ясность в преступления против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации.

Ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну
Степень ответственности ха незаконное получение информации, составляющей государственную тайну.

Характеристика

Итак, основная тема данной статьи – это незаконное получение сведений составляющих государственную тайну.

Дело в том, что до 2012 года разглашение государственной тайны квалифицировалось только с учётом положений статьи 283 УК РФ, в которой субъект преступления мог быть только специальным, то есть это лицо, наделённое определёнными должностными обязанностями и имеющее доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Введение в 2012 году Федеральным Законом №190 новой статьи под номером 283.1, в большей степени исправило имеющиеся проблемы с квалификацией, например:

Гражданин «А», представляющий интересы российского предприятия «N», обратился к гражданке «Б», которая занимала должность ведущего технического специалиста в организации «W». Целью данного обращение была попытка совершить подкуп гражданки «Б» для получения от неё определённых сведений, содержащих государственную тайну. От данного предложения гражданка «Б» категорически отказалась. Но, отказ не нивелировал стремление «А» и вместо предложения денежных средств начали звучать угрозы в адрес гражданки «Б» и её близких. И уже это возымело больший эффект и злоумышленнику в итоге удалось получить желаемый результат.

В описанной ситуации имеется двое виновных:

1-ый – это гражданка «Б», фактически разгласившая государственную тайну. Соответственно, это деяние следует квалифицировать по статье 283 УК РФ, как преступление совершённое в умышленной форме.

2-ой – это гражданин «А», получивший сведения, составляющие государственную тайну, путём использование подкупа и угроз.

Гриф Секретно

В настоящее время, действия гражданина «А» следовало бы рассматривать с учётом статьи 283.1 УК РФ, положения которой выглядят следующим образом:

  1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

Как видно из части первой, рассматриваемые положения являются альтернативой таким преступлениям как государственная измена и шпионаж. И при наличии в составе деяния признаков одного из этих преступлений автоматически исключается квалификация по 283.1 УК РФ. Главное отличие между ними – это цель получения доступа к закрытой информации. Например, если эти действия продиктованы заданием иностранного государства или организацией, то речь идёт о шпионаже.

Объективная сторона состава преступления заключается в фактическом получении сведений, содержащих государственную тайну.

Диспозицией приведённой статьи устанавливается и перечень возможных способов незаконного получения сведений (подкуп, шантаж, похищение), но не ограничивается ими. Поэтому любое действие, направленность которого заключается в возбуждении желания или необходимости у лица, имеющего доступ к охраняемым сведениям, передать их третьим лицам, могут быть отнесены к статье 283.1 УК РФ.

Доступ к гостайне

Но речь идёт лишь о тех способах, которые осуществляются только в активной форме. Следовательно, поощрение, обещание или одобрение не могут быть отнесены к положениям статьи 283.1 УК РФ.

  1. То же деяние, если оно:
    • а) совершено группой лиц;
    • б) совершено с применением насилия;
    • в) повлекло наступление тяжких последствий;
    • г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    • д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

Наличие пяти квалифицирующих признаков обуславливается спецификой совершения рассматриваемого преступления, которого в одиночку или без применения определённых средств и инструментом совершить практически невозможно.

Пункт «а». Групповое совершение преступления подразумевает действие группы лиц, действующих по предварительному сговору или являющихся организованной преступной группой.

Пункт «б». Требует фактического применения физической силы (насилия), не образуется при угрозе его применения без прямых действий по их реализации.

Пункт «в». Тяжесть последствий – это не конкретизированный оценочный признак, определяемый в каждом конкретном случае на основании всех имеющихся обстоятельств и деталей. Обязанность по доказыванию наличия данного признака возлагается на сторону обвинения и представителей потерпевшей стороны.

Пункт «г». Специальные или иные технические средства – это обширный набор возможных средств, инструментов, программного обеспечения, специфика работы/назначения которых заключается в скрытом сборе информации. Например, это могут быть подслушивающие устройства, вирусное программное обеспечение, предметы видео фиксации.

Пример подслушивающего устройства

Пункт «д». Это публичные формы распространения полученных сведений – публикация в СМИ, в сети Интернет, использование теле- или радиоэфиров. То есть любые действия, направленные на предоставление допуска к государственной тайне хотя бы одному лицу.

Перемещение носителей этой информации за пределы территориальной границы Российской Федерации, может быть как в открытой, так и в скрытной форме. Принимая во внимание важность подобных сведений, определённо, их защита осуществляется строжайшим образом. Следовательно, преступники, желающие получить их, всесторонне подготавливаются и используют различные способы осуществления данного преступления. А это обстоятельство всегда сопровождается итоговой совокупной квалификацией с применением нескольких пунктов из 283.1 УК РФ и с применением других уголовно-правовых норм.

Предположим следующий вымышленный ситуативный пример:

Некая, крайне радикально настроенная, группа лиц объединилась в своих попытках дискредитировать действующую власть. Для этого, как они полагали, будет достаточно распространить наиболее «острые» государственные секреты, касающиеся внешнеполитических отношений между Россией и некоторыми европейскими странами. Для реализации своего замысла ими были приобретены специальные технические средства, предназначенные для скрытой видео и аудио фиксации.

Пользуясь тем, что у одного знакомых (гражданина «Г») имеется законный доступ к интересующей преступников информации, группа лиц, используя шантаж и угрозы применения насилия, провела его вербовку. Гражданин «Г» был использован в качестве «шпиона» и на протяжении суток, находясь на своём рабочем месте, фиксировал обрабатываемые им и его коллегами сведения, в том числе содержащие информацию государственного значения. После получения желаемого названная выше группа лиц распространила весь имеющейся материал в сети Интернет на специально созданном ресурсе.

Последствия совершённого злодеяния после проверки их подлинности были значительные — это срыв множества внешнеполитических сделок, причинивший многомиллионный ущерб государственной казне.

Заключение

В заключении следует отметить, что рассмотренные положения статьи 283.1 УК РФ — это хороший пример, хоть и довольно запоздалый, правильного реагирования законодателя на несовершенство действующих норм и их последующее исправление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: